Профориентация
20.09.2021
Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. О множестве новых профессий школьники имеют мало информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения. Всем ясно, что профессиональный выбор, сделанный с учётом таких факторов, как запрос рынка труда, требования профессии к человеку и его индивидуальным особенностям, становится важнейшим условием успешного освоения профессии, гармоничного вхождения в трудовую деятельность, формирования конкурентоспособного профессионала, в конечном счёте – благополучия его семьи. Поэтому одним из направлений работы в МБОУ КР ОО «Кутафинская СОШ» по социальной адаптации детей, подготовке их к взрослой жизни является профориентация учащихся.
Основные задачи профориентационной работы в школе:
· Получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях
обучающихся;
· Выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с
учреждениями дополнительного и профессионального образования.
· Оказание помощи школьникам в решении профессионального
самоопределения;
· Содействие формированию самостоятельного и осознанного выбора
профессий с учетом их ценностных ориентаций, способностей и
возможностей, жизненных планов и перспектив.
Основные направления работы :
ü Социальное партнёрство – эффективное решение желаемых
результатов в профориентационной работе.
ü Информирование обучающихся о востребованных на рынке труда
профессиях, путях их получения, возможностях трудоустройства,
ü Создание социального партнерства
ü Изучение с привлечением специалистов и с использованием
современных методов и средств диагностики профессионально
важных качеств обучающихся;
ü Коллективные и индивидуальные консультации обучающихся по вопросам выбора профессии;
ü Организация экскурсий на предприятия с целью знакомства с
профессиями и организацией труда;
ü Организация встреч с представителями учебных заведений;
ü Организация совместных мероприятий с вузами и колледжами, с
которыми заключен договор о сотрудничестве;
ü Посещения дней открытых дверей учебных заведений;
ü Работа с родителями: выступления представителей вузов/колледжей,
педагогов-психологов, классных руководителей, администрации.
Профессиональная ориентация в школе, проходит через
профессиональное просвещение и профессиональные консультации.
Для профориентационной работы выделены 3 возрастные группы:
· 1 - 4 классы,
· 5 - 7 классы,
· 8 - 11 классы.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно
выделить следующие этапы, содержания профориентационной работы в
школе:
1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к
труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие
интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной
практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную,
трудовую, игровую, исследовательскую.
5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении
познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
представления о собственных интересах и возможностях (формирование
образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах
социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине,
сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение
учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои
индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми
профессиональной деятельностью к человеку.
8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных
занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное
консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия
решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного
запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным
ориентациям.
10-11 классы: обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию,
формирование профессиональных качеств в избранном виде труда,
коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной
деятельности
Формы организации работы в школе:
• Беседы, лекции, просмотр видеофильмов,
• Профдиагностика, профконсультации для обучающихся,
• Консультации для родителей (педагогами, педагогами - психологами,
профконсультантами),
• Посещение «ярмарок профессий»,
• Знакомство с «образовательной картой» города, района,
• Оформление стендов «Твоё профессиональное будущее»,
• Выставки творческих работ студентов.
Для повышения эффективности работы по профессиональному
самоопределению обучающихся предполагается использование следующих
активных форм работы в триаде «учитель – ученик – родитель.
В России запустился проект «Проектория» – сайт по бесплатной профориентации для детей, предлагающий школьникам поучаствовать в решении современных технологических задач от крупных компаний и инженерных вузов. В обмен участники смогут получить образование, стажировку, трудоустройство или другое поощрение от заказчика, рассчитывают организаторы программы.
Открытые уроки «ПроеКТОриЯ» реализуются в рамках национального проекта «Образование». В этом учебном году состоялось 11 уроков, которые набрали более 50 млн просмотров в социальных сетях. Всего с начала запуска уроки посмотрели более 144 млн раз, а в социальной сети «ВКонтакте» сформировалось масштабное сообщество проекта. На группу «ПроеКТОрии» подписано более 160 тыс. человек.